Топ 3 статей
У казахов действовал закон степной демократии. Хан, правитель избирался, его власть была основана на личном авторитете, а не праве наследования или богатстве. Хан должен был служить примером, в ту эпоху это означало показать себя настоящим воином, батыром. Ценилось не просто слово, а слово, подкрепленное делом. Прозвучало пожелание… вырезать из художественных фильмов откровенные сцены и сцены жестокости Особенно тяжело кардинально меняться людям с устоявшимся укладом жизни, имеющим авторитет и статус.
Реклама
|
Страна / Все материалы раздела
09.12.2010
Меняю «ҚалпаҚ» на «крышу» / №16 ноябрь
Кремль, похоже, все-таки выиграл очередной раунд в геополитической игре, продолжающейся между Россией и США в Центральной Азии. В скором
будущем официальный Бишкек может сменить курс своей внешней политики, ранее считавшейся многовекторной. По меньшей мере, четыре партии, вошедшие в новый парламент Кыргызстана, заявляют о своей ориентированности на Москву и намерениях поставить под вопрос пребывание под Бишкеком американской авиабазы Заберите нас обратно
Кыргызстан часто называют последним осколком «советской империи». Спустя 19 лет после принятия суверенитета в горной республике все еще сильны ностальгические настроения по СССР и единой жизни с Россией. 2010 год в этом отношении имеет для маленькой страны особое значение. Когда-то, 225 лет тому назад, один из киргизских лидеров, Атаке-бий, направил посольство в Санкт-Петербург к Екатерине Великой. Жители Тянь-Шаня просили ее принять их в подданство. Как говорится, свежо предание…
За несколько дней до проведения парламентских выборов один из местных правозащитников, Нуркамил Саскеев, заявил о необходимости провести референдум о присоединении к России. Он объяснил это тем, что Кыргызстан, по его мнению, так и не состоялся как суверенное государство. – Да, киргизский народ выгнал двух президентов – тиранов и узурпаторов, но жить от этого лучше не стал, – подчеркнул он. – Сейчас у власти те же, кто сидел и при Акаеве, и при Бакиеве. Где гарантия, что они смогут вытащить нашу страну из этой ямы? Нет такой гарантии. Поэтому единственный возможный выход для Кыргызстана – войти в состав России девятым федеральным округом. В любой другой стране, возможно, за подобные высказывания Саскеев был бы предан анафеме. Но не в Кыргызстане. Здесь идея о присоединении к России витает в воздухе едва ли не с момента распада Советского Союза. – Киргизы никогда не хотели выходить из состава СССР, – признавался чуть ранее один из известных в этой республике политиков, ныне занимающий пост вице-премьер-министра, Азимбек Бекназаров. – Но так распорядилась история. – Присоединение к России возможно, – убежден бишкекский политолог Токтогул Какчекеев. – Исходя из складывающейся обстановки в условиях глобализации, а также с учетом того положения, в котором оказалась наша страна после развала Советского Союза, для Кыргызстана, а также для Таджикистана возможность объединения с Россией весьма вероятна. Но, повторюсь, если это будет сделано ради цивилизационных интересов. Не обязательно, чтобы процесс объединения происходил ускоренно. Хотя существует мнение, что военная элита страны присоединения не допустит. Но предпосылки для объединения вполне веские: бюрократия и государственное лидерство в Кыргызстане не сложились, а политическая элита не отражает волю народа. Истории вопреки
Так или иначе, но вопрос о проведении референдума по вопросу объединения с Россией поднимался давно и на достаточно высоком уровне. Три года назад с этой инициативой выступала часть оппозиции правящему тогда президенту. С высоких трибун идею впервые озвучил экс-премьер Феликс Кулов, бессменно возглавляющий партию «Ар-Намыс». Она, к слову, считается в республике одной из наиболее влиятельных и вошла в число политических организаций, включенных в новый парламент.
Оппозиционеры занялись сбором подписей для проведения плебисцита. Но эта инициатива, конечно же, не нашла поддержки среди правящих кругов. Минюст республики заявил, что сбор подписей проводился с нарушением неких процедур. Неофициально Кулову и его сторонникам дали понять, что руководство Кыргызстана на объединение с Россией не пойдет и намерено осуществлять многовекторную политику, укрепляя отношения не только с бывшими союзными странами, но и с дальним зарубежьем. И прежде всего с США. Три года спустя идея присоединения стала откровенным поводом для предвыборных спекуляций. Одна из партий даже использовала недвусмысленный бренд «Союз ССР». – Кыргызстан – маленькая страна, – объясняет ее лидер Ишенбай Кадырбеков. – При такой разрухе, как сегодня, достичь за короткий период благополучного будущего мы не сможем. Следовательно, нужно ориентироваться на развитые страны, которые могут подставить свое плечо, помочь нам встать на ноги. К примеру, после Второй мировой войны Германия и Япония также были разрушены. У них был выбор – пытаться восстановиться самостоятельно или же с помощью других стран. Обеим подставили плечо США, и эти государства вскоре вошли в число самых развитых в мире. На кого опереться нам? Выбор сделали еще наши предки, и он правильный. Мы за укрепление связей с Россией. Союз с ней, не декларативный, а настоящий, интеграционный, станет основой для развития нашей страны. – Многие говорят, что США помогают Кыргызстану десятками миллионов долларов, но никто не обращает внимания на то, что Россия инвестирует в нашу страну миллиарды, – говорит Кадырбеков. – Взять, например, наших трудовых мигрантов. В России их около 500 тысяч, и все они относятся к активной части населения, ежегодно перечисляют сюда около 1 миллиарда долларов, что равносильно годовому республиканскому бюджету. Если мы вступим с РФ в союз, они перестанут ощущать себя гастарбайтерами, а станут полноправными гражданами общего государства. Впрочем, на выборах «Союз ССР» не сумел завоевать симпатии электората, даже несмотря на столь, казалось бы, привлекательные для граждан посулы. В парламент прошли партии, выпячивающие преданность Москве, но не столь топорно. Тем не менее весьма активно. Одна из партий, впоследствии набравшая большинство голосов избирателей, «Ата-Журт», даже включила в свою предвыборную программу пункт о выводе с территории Кыргызстана американской авиабазы, раздражавшей кремлевский тандем. Это объединение намерено вынести данный вопрос на обсуждение парламента. Вполне возможно, что его одобрят. Битва «сатрапов»
В преддверии важнейшей политической кампании многие партии в республике пытались заработать очки на демонстрации своей близости к России. О поддержке с ее стороны говорили около десятка больших и малых политических организаций. В их числе такие крупные, по киргизским меркам, партии, как СДПК, «Ар-Намыс», «Республика», «Ата-Журт», «Ак-Шумкар». Их лидеры по очереди побывали в Москве и были приняты в Кремле на высшем уровне. Кулова встречал президент Дмитрий Медведев. Алмазбек Атамбаев (Социал-демократическая партия Кыргызстана – СДПК) побывал у главы правительства России Владимира Путина. Лидеров «Республики» и «Ак-Шумкара» принимал руководитель кремлевской администрации Нарышкин.
Самое любопытное, что под триколором на киргизском политическом поле действуют соперничающие друг с другом партии, чьи идеологические платформы зачастую совершенно разнятся. Эксперты склонны объяснять это тем, что Москва более не стремится «складывать все яйца в одну корзину», делая ставки на разных игроков. Впрочем, Кремль в любом случае может рассчитывать на укрепление союзнических отношений со стороны Кыргызстана, поскольку среди наиболее авторитетных политиков на Тянь-Шане, по сути, нет никого, кто бы выступал с антироссийской риторикой. Национальный бренд на удивление оказался на Тянь-Шане не в чести. Складывалось впечатление, что в стране ведется борьба между кандидатами в наместники. Видимо, поэтому в близком зарубежье большинство киргизских политиков иронично называют сатрапами, будто подчеркивая их неспособность на самостоятельные действия. Это по большому счету можно смело назвать национальной трагедией. Государство, неспособное воспитать свою элиту, таковым считаться не может. Главный на сегодня вопрос: насколько все это может быть выгодно и нужно самой Москве? С одной стороны, Кремль никогда не скрывал заинтересованности в развитии и укреплении отношений с Кыргызстаном. С другой – нищая и к тому же весьма политизированная республика слишком мала, чтобы надеяться на равнозначные партнерские отношения. И, тем не менее, после апрельских событий можно наблюдать заметное потепление к Кыргызстану со стороны России. – Для кого-то Киргизия – территория для геополитических игр, а для России – братская страна с братским народом, – говорит один из крупных московских экспертов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального управления Юрий Крупнов. – Очевидно, что Киргизия сегодня – эпицентр мировой геополитики. Это не говорит о том, что в этой стране что-то не так или у России есть имперские интересы. Хотя проблема как раз в том, что их нет и нет возможности для создания империи любого рода. Но сейчас, как и 225 лет назад, есть мощные геополитические игроки, желающие получить выгоду на далеких территориях. Общее будущее. Какое?
По словам московского эксперта, у России с Киргизией общая судьба на ближайшие десятилетия и столетия. «Нам не нужны геополитические игры в Киргизии, – говорит он. – Мы заинтересованы, чтобы здесь была стабильность, развивалась экономика, устанавливалось экспертное и гуманитарное сотрудничество с нами. Не военные базы, а именно это определяет жизнь. Россия будет сотрудничать в Киргизии с теми, кто обеспечит здесь стабильность, решит проблему наркотранзита, добьется экономического развития».
– Россия больше не будет сотрудничать ради взаимодействия, – говорит Юрий Крупнов. – Ей хочется ответственности. России важно, чтобы люди не уезжали отсюда потому, что деваться некуда. У нас понимают, что надо инвестировать в Киргизию больше, что недопустимо мало делалось в предыдущие годы. Но ничего этого предпринимать нельзя, пока здесь нет ответственного правительства. России нужна сильная власть в Киргизии. Со строительством сильной властью, впрочем, в Кыргызстане все еще не так, как хотелось бы российским партнерам. На Тянь-Шане, напомним, начат революционный для Центральной Азии эксперимент по созданию парламентской республики. Президент России Дмитрий Медведев ранее высказывал опасения в связи с предстоящей передачей власти в Бишкеке законодателям. Но после выборов Москва попыталась взглянуть на ситуацию более оптимистично. – Мы уже ранее высказывали опасения, что резкий переход к парламентской форме правления может создать сложности в обеспечении устойчивого развития киргизского государства, – заявил глава МИД России Сергей Лавров. – Если получится избежать осложнений, мы будем только рады. Мы готовы, как только сформируется новое киргизское правительство, развивать с ним сотрудничество и самые тесные отношения, с учетом той базы, которая была создана, и тех договоренностей, которые принципиально переходная власть Киргизии подтвердила. Итак, очередной кредит доверия получен. Но будет ли его использование целевым? Этот вопрос пока не имеет четкого ответа. Как и тот, что касается возможного объединения двух государств. На этот счет сегодня в Кыргызстане, да и в самой России, высказывают диаметрально противоположные мнения. – Не думаю, что вопрос вхождения Кыргызстана в состав России стоит сегодня на повестке дня двух стран, – заявил на днях в одном из интервью руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству (Россия) Степан Григорян. – Безусловно, дестабилизация в Кыргызстане привела к разделению страны на север и юг, и политическая элита страны нуждается в помощи России. В свое время руководство временного правительства обратилось с просьбой ввести миротворческий контингент, но не думаю, что политическая и военная элита этой страны готова полностью отречься от власти, лишив себя суверенитета. С ним трудно не согласиться. После выборов часть пророссийских партий стала высказываться на тему объединения более осторожно. Причиной послужило то, что в их адрес посыпались обвинения со стороны ультра-патриотов, считающих, что Кремль вмешивается во внутренние дела суверенного Кыргызстана. В связи с этим небольшая группа молодежных активистов неправительственных организаций решила провести громкую акцию протеста у посольства России, под названием «Путин, руки прочь от Кыргызстана!» Впрочем, противников «российского вмешательства во внутренние дела Кыргызстана» оказалось немного. У диппредставительства собралось менее десятка человек, да и сама акция продлилась около получаса, после чего пикетчики свернули плакаты и удалились восвояси. Тенденция отчаяния
– В Кыргызстане есть люди, которые поддерживают идею создания союза с Россией, – говорит Акылбек Жапаров, член политсовета той самой партии «Ар-Намыс», которая выступала с идеей референдума о создании общего с РФ государства. – Но он уже существует в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Надеюсь, в ближайшее время он состоится в рамках Таможенного союза. Что касается политического союза с Россией, то, полагаю, этот вопрос поднимать пока преждевременно. Никто нас в таком союзе не ждет. Много говорится о создании общего государства, но не спрашивают о том, хочет ли Россия присоединить нас к себе в том состоянии, в котором мы находимся. У нас беспорядки, около 2,5 млрд долларов внешнего долга. Думаю, дружить можно, но не обязательно домами.
– Создание союзного государства с Россией сегодня абсолютно нереально, – соглашается с ним политолог Марат Казакпаев. – При всех проблемах, существующих в нашей республике, Кыргызстан – суверенное государство. И разговоры о присоединении, которые периодически всплывают, несут определенную опасность для независимости нашей страны. Посмотрите хотя бы, сколько пророссийских партий шло на выборы. Но присоединения никогда не произойдет, так как это по большому счету не нужно ни России, ни Кыргызстану. Но Российская Федерация останется основным экономическим и политическим партнером нашего государства. Россия действительно воспринимается в Кыргызстане как ближайший союзник и друг. Но дело скорее не только в общей истории или ментальной близости народов обеих стран. Стремление попасть под крыло России связано, прежде всего, с удручающей ситуацией в экономике и низким уровнем жизни людей. Уровень доверия к государственным институтам в Кыргызстане был крайне низок на протяжении, как минимум, последних десяти лет. В немалой степени этому способствовали рост коррупции правящих элит, упадок промышленности и затянувшийся экономический кризис, а также политическая нестабильность. Вполне очевидно, что пока эти проблемы не будут решены и тысячи граждан Кыргызстана будут вынуждены искать работу за рубежом, и прежде всего, в России, подобные настроения сохранятся. Об этом в некоторой степени свидетельствует и то, что несколько лет назад, к примеру, в Бишкеке достаточно серьезно обсуждалась возможность объединения с Казахстаном. Но это уже совсем другая история. Q-info
Исторический экскурс
Первое посольство кыргызов прибыло в Россию в 1785 году. Посланники везли и подарки: сибирским правителям – двух коней, русской царице Екатерине – три барсовых и пять рысьих шкур да диковинного раба-«арапа» в придачу Член Совета при Высочайшем дворе князь Вяземский 23 января 1787 года от имени Екатерины отписал Атаке-бию письмо, в котором сообщал, что предложения его о дружбе принимаются, и просил «вспомоществования в расширении российской торговли» |