В продаже №12, июнь 2010
Календарный архив
Топ 3 статей

У казахов действовал закон степной демократии. Хан, правитель избирался, его власть была основана на личном авторитете, а не праве наследования или богатстве. Хан должен был служить примером, в ту эпоху это означало показать себя настоящим воином, батыром. Ценилось не просто слово, а слово, подкрепленное делом.

Прозвучало пожелание… вырезать из художественных фильмов откровенные сцены и сцены жестокости

Особенно тяжело кардинально меняться людям с устоявшимся укладом жизни, имеющим авторитет и статус.

Реклама

Экономика  /  Все материалы раздела
Экономика: Союз план покажет / №8 февраль

Решать вопросы, связанные с экспортом зерна, Казахстану в одиночку становится все сложнее. Назрела необходимость использования интеграционных механизмов и в этом направлении.

Рынок зерна в республике считается наиболее рентабельным производством в сельском хозяйстве. Поэтому многие крестьянские хозяйства перешли с других культур на зерно. В 2009 году урожай зерновых превысил 22 млн тонн, в 2008-м – 17,2 млн тонн, в 2007-м – 20,1 млн тонн.
По словам председателя партии «Ауыл» Гани Калиева, в Казахстане экспортом помимо «Продкорпорации» (занимает 20% от общего экспортного объема) занимаются посредники и зерновые олигархи, у которых есть элеваторы и транспорт для перевозки. «При этом они массово скупают зерно у крестьян по низким ценам. Если бы экспортеры закупали зерно по рыночным ценам, крестьяне давно вышли бы из кризиса и смогли обновить сельхозтехнику, закупить удобрения и повысить культуру производства. А поскольку этого не происходит, выручки им хватает лишь на воспроизводство зерна, зато вся маржа опять у олигархов», – считает г-н Калиев.
Цены на зерно с января по июнь 2008 года выросли на 44% (в течение 2007 года рост составил 77%). Но начиная со второго полугодия 2008 года, мировые цены на продтовары упали, в том числе на зерно – на 50%, которое в октябре прошлого года на мировых площадках продавалось по $160-165 за тонну. Наступивший год Тигра ознаменовался повышением мировых цен на зерно (до $185 за тонну), что вселило некоторые надежды зерновикам.
В целях недопущения спада развития зерновой отрасли «Продкорпорацией» планируется осуществление закупа зерна за счет средств Национального фонда РК в объеме до 5 млн тонн. В начале «Продкорпорация» объявила, что будет закупать зерно по $160 за тонну, позже решила ввести дифференцированную ставку, в зависимости от качественных показателей пшеницы.
По словам Нагашибая Барлубаева, главы агрофирмы «Аркалык», «Продкорпорация» не покупает у производителей зерно по обещанной цене. Когда крестьяне и хозяйства привозят зерно на элеваторы, им дают лишь $120 за тонну. Причем и по этой цене «Продкорпорация» с неохотой покупает зерно. Многие крестьяне в панике, так как они не могут продать свой урожай и расплатиться с долгами. При этом перекупщики предлагают цену, которая ниже себестоимости производства зерна – $80 за тонну.
– У каждого крестьянского хозяйства разная себестоимость зерна, – объясняет Нагашибай Барлубаев. – Все зависит от инвестиций, которые они влили. Речь идет о покупке сельхозтехники в лизинг, используемых удобрений, пестицидов и т.д. В результате многие производители обеспокоены, что не смогут вернуть долги из-за низких цен на внутреннем рынке.
– Самое обидное, что в свое время мы шли навстречу «Продкорпорации» и отдавали ей зерно по цене ниже рыночной для стабилизационного фонда, который создавался для обеспечения продовольственной безопасности республики, – вспоминает господин Барлубаев. – Сейчас же, когда производители зерна реально находятся в бедственном положении, госкомпания не идет им навстречу. По этой причине зерновая отрасль вместо шага вперед может, напротив, откатиться назад. Поскольку крестьяне будут влезать в долги. А перекупщики по-прежнему будут, как говорится, в шоколаде, хотя все риски и усилия по выращиванию зерна берут на себя крестьяне. Обещанные закупки могут спасти отдельных участников сектора АПК, но все же порядка 15% сельхозпроизводителей к следующему аграрному сезону уйдет с рынка, – прогнозирует фермер.

Экспортный потенциал казахстанского зерна оценивается Министерством сельского хозяйства в 9-10 млн тонн. Однако проблемы с логистикой могут нивелировать ожидаемую прибыль. По словам участников рынка, из-за загруженности черноморских и азовских портов российским и украинским зерном доступ казахстанского товара на традиционные рынки сбыта закрыт. Доставляет хлопот зерновым трейдерам нехватка вагонов-зерновозов. По информации исполнительного директора Зернового союза Казахстана Мухаметжана Дюсембаева, с сентября по декабрь 2009 года Казахстан отправил на экспорт лишь 2,8 млн тонн зерна, в основном в Афганистан, Иран, Турцию и Азербайджан. По сравнению с прошлым годом показатель аналогичный, но поскольку урожай 2009-го гораздо выше, наблюдается отставание от запланированных объемов экспорта. В феврале Казахстан планирует отправить на экспорт еще 3 млн тонн транзитом через территорию Китая в третьи страны. Обычно Поднебесная не разрешает транзит по своей территории, но для Казахстана сделала исключение. Решение о выделении китайской стороной квоты на покупку казахстанского зерна было принято на заседании Шанхайской организации сотрудничества главами правительств двух государств еще в октябре прошлого года. – Сам Китай закупает небольшие объемы – 500 тыс. тонн, причем не только у Казахстана, – подчеркнул г-н Дюсембаев.
С начала года через морской порт Актау вывезено уже 30 тыс. тонн зерна. В числе фирм, первыми поставивших казахстанское зерно иранцам в наступившем году, значатся «Казэкспортастык», «Каззернопродукт», «АПК-инвест».
Оптимистично смотрит на экспортные возможности отечественных зерновиков вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев. По его мнению, Таможенный союз дает зерновикам преимущества. В частности, речь идет об открытии нового экспортного направления через территорию России: через Черное море в балтийские порты. По мнению вице-министра, чем больше будет интеграции в рамках союза, тем больше выиграют государства-участники: «Раньше мы всегда конкурировали с Россией за рынки сбыта. В едином таможенном пространстве эта проблема должна быть решена. Можно же друг другу на пятки не наступать, а объединиться и использовать принципы работы нефтяной ОПЕК». Об этом как раз заявлял президент России Дмитрий Медведев на первом зерновом саммите в Санкт-Петербурге в прошлом году. Создание такой зерновой ОПЕК, в которую могли бы войти Казахстан, Россия и Украина, позволило бы контролировать 30% мирового зернового рынка. Запад негативно отреагировал на это заявление, поскольку видит угрозу появления на рынке сильного игрока.
Арман Евниев уверен, что в рамках союза можно создать транснациональную зерновую компанию, которая будет участвовать в тендерах разных государств. Более того, тогда мы сможем оптимизировать процесс использования инфраструктуры. Каждый год огромное количество российских и казахстанских компаний конкурируют за вагоны, зерновозы, перевозчиков. Трейдеры, чтобы заполучить транспорт, начинают демпинговать. В итоге от такой конкуренции выигрывают только посредники.


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений    Символы на картинке:
   
try { var yaCounter990718 = new Ya.Metrika(990718); } catch(e){}