В продаже №12, июнь 2010
Календарный архив
Топ 3 статей

У казахов действовал закон степной демократии. Хан, правитель избирался, его власть была основана на личном авторитете, а не праве наследования или богатстве. Хан должен был служить примером, в ту эпоху это означало показать себя настоящим воином, батыром. Ценилось не просто слово, а слово, подкрепленное делом.

Прозвучало пожелание… вырезать из художественных фильмов откровенные сцены и сцены жестокости

Особенно тяжело кардинально меняться людям с устоявшимся укладом жизни, имеющим авторитет и статус.

Реклама

Экономика  /  Все материалы раздела
Экономика: Живые проценты / №7 январь

Документы для получения живой ссуды нужны такие же, как и при получении обычного кредита: удостоверение личности, СИК, РНН. Займ рассчитан на пять лет. Переплата по блеющему кредиту двойная. Фермер получает от государства сто овцематок, а отдает двести. За пять лет по положительным прогнозам поголовье скота увеличится до 500 голов. В результате после выплаты долгов государству у животновода останется 300 баранов. Счастливые фермеры уже подсчитывают прибыль:
– Конечно, выгодно! – говорит Асен Обаев, работник крестьянского хозяйства. – Потому что не вкладываешь ни копейки, ничего не покупаешь. Сегодня, чтобы купить 100 голов, это около одного миллиона тенге надо. А в сельском округе на сегодняшний день миллион – большие деньги, столько свободных средств ни у кого в кармане нет.
Программа поддержки животноводства «Жайлау» (в переводе с казахского языка – пастбище) рассчитана на 2009-2014 годы. Кредит выдает социально-предпринимательская корпорация  «Ертыс». Пока пилотный проект работает в двух регионах – Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях. По сути, это антикризисная программа, поскольку ее участниками могут стать сельские жители, не имеющие стартового капитала и постоянной работы. Поэтому не удивительно, что уже на этапе пилотного проекта «Жайлау» получила большой резонанс на селе. В этом году ссуду «живьем» получила ровно сотня фермеров, программа обошлась государству в 100 млн тенге. Сейчас Министерство сельского хозяйства рассматривает возможность тиражирования программы «Жайлау» в других регионах Казахстана. Данный вопрос прорабатывают и другие социально-предпринимательские корпорации, – говорит председатель правления АО «НК СПК «Ертыс» Ермек Кошербаев.
Проект «Жайлау» – не открытие казахстанских чиновников, опыт переняли у соседей – китайцев. Там 30 лет назад успешно была реализована программа «Железная овца». Фермеры получали в кредит одну овцу, возвращали две, получали 5, возвращали соответственно уже 10. Таким образом, поголовье овец неуклонно росло, а желающих заняться фермерством становилось все больше. Вот только в Китае эта программа была рассчитана на строжайшую дисциплину. За съедение одной кредитной овцы можно было и в тюрьму попасть. Надо ли говорить, что после такой программы и таких условий животноводство в Поднебесной резко пошло в рост.
Правда, в отличие от Китая в Казахстане этот кредит далеко не для бедных. На сайте СПК «Ертыс» написано, что в программе могут принять участие сельские жители, не имеющие начального капитала и постоянной работы. Главное условие участия – наличие жилого дома, который рассматривается в качестве залога. Однако на деле оказывается, что нужно еще и пастбища иметь. По одной овце здесь не раздают. Управляющий директор СПК «Ертыс» Нурлан Омаров объясняет, что бедный человек такой кредит не потянет.
– Cогласитесь, человеку, который не имеет ни пастбищ, ни базы, тяжело будет эти сто голов, что мы раздаем, сохранить и вырастить. Поэтому отдаем только таким «крепким хозяйственникам».
Депутат павлодарского областного маслихата Серик Сулейменов считает, что программа по развитию животноводства «Жайлау», безусловно, нужна. Вот только подход по раздаче кредитов советует пересмотреть. При нынешних требованиях ссуду могут получить состоятельные фермеры, до сельской бедноты, а именно им хотело изначально помочь государство, «скотская» помощь не дойдет.
– Выгода для заемщиков несомненно есть, – уверен Серик Сулейменов. – Овца быстро размножается. Но есть моменты, которые хотелось бы пересмотреть. Цель ведь – не богатому помочь, а простому человеку, живущему на селе. А у него нет возможности взять кредит. Но видите, чиновники, наверное, посмотрели, если пастбища нет, как он будет содержать, кормить? Ему тяжело будет. А пастбища сегодня у кого есть? У тех, кто уже стоит на ногах. Зачем им помогать? В то же время хотелось бы, чтобы простые люди могли воспользоваться таким кредитом. А что касается пастбищ, то у каждого сельского округа оно есть. И никто не запретит крестьянину, если он там будет пасти овец.
Кроме залогового имущества, фермер должен получить положительную характеристику от чиновников. Рекомендательные письма на получение живого кредита выдают областные и сельские акимы. Серик Сулейменов призывает госслужащих работать честно.
– Простым людям надо помогать, – считает депутат. – Акимы сельских округов должны проследить, чтобы государственная помощь не разошлась по сватьям, братьям и многочисленным родственникам. Нужно выбирать надежных людей. Чтобы заемщики завтра этих баранов не раздали за долги, не продали и, не дай бог, не пропили.
За этот год работники СПК «Ертыс» уже раздали в кредит 8 тысяч овец. На следующий планируют расширить ассортимент и географию проекта. И выдавать кредиты не только баранами, но и молочными буренками и гнедыми жеребцами по всему Казахстану.


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений    Символы на картинке:
   
try { var yaCounter990718 = new Ya.Metrika(990718); } catch(e){}