В продаже №12, июнь 2010
Календарный архив
Топ 3 статей

У казахов действовал закон степной демократии. Хан, правитель избирался, его власть была основана на личном авторитете, а не праве наследования или богатстве. Хан должен был служить примером, в ту эпоху это означало показать себя настоящим воином, батыром. Ценилось не просто слово, а слово, подкрепленное делом.

Прозвучало пожелание… вырезать из художественных фильмов откровенные сцены и сцены жестокости

Особенно тяжело кардинально меняться людям с устоявшимся укладом жизни, имеющим авторитет и статус.

Реклама

История: Забытые основатели / №7 январь

«Лидеры молодежных движений «Абырой» и «Ел болашагы» негодуют, что памятники ханам Жанибеку и Керею – основателям Казахского ханства – оказались заброшенными в грязи под открытым небом, на окраине Астаны. Как известно, вместо этих фигур во вновь открытый мемориальный ансамбль «Казах ели» в Астане вошла статуя президента Нурсултана Назарбаева. По сути, это первый полноценный памятник Назарбаеву в Казахстане. Но история его появления омрачена скандалом с памятниками ханам Жанибеку и Керею». Это лишь цитата из новостной ленты,  которая вызвала ажотаж в Интернете. Что же, собственно, произошло?
По самой распространенной версии, возле известного теперь всей стране монумента в стиле древнеримской колонны должны были быть размещены фигуры ханов Жанибека и Керея, основателей Казахского ханства в XV веке, и восседающие на бронзовых конях фигуры казахских батыров. Вместо этого памятник ханам Жанибеку и Керею лежит на некоем пустыре в Астане. Такое неуважение к историческим личностям вызвало гнев у общественности, хотя и с некоторыми оговорками. Так, историк Галым Оспанов против того, чтобы Жанибека и Керея считали основателями казахской государственности: « Ибо не они создатели первого казахского государства, сие событие  произошло задолго  до их рождения. Но факт, что они остановили деградацию  казахского общества, сохранили от развала казахское государство и сам казахский народ».  Что же, попробуем разобраться, кто такие Жанибек и Керей, и что же они основали.

Отсутствие в Казахском ханстве собственной письменной традиции делает реконструкцию его истории чрезвычайно трудной. Исследователи вынуждены довольствоваться историческими известиями соседей казахов, а это в первую очередь историки Средней Азии и Китая. И они порой противоречат друг другу. Однако кропотливый труд современных историков позволил выделить основную канву событий того далекого времени.
Проще и конкретнее всего ситуация описана, пожалуй, двумя маститыми востоковедами-тюркологами Сергеем Кляшторным и Турсуном Султановым в изданной еще в 1992 году и ставшей уже редкостью книге «Казахстан – летопись трех тысячелетий», посвященной 525-летию первого казахского государства (1470-1718). Возьмем основные факты, не отвлекаясь на нюансы и частности.
Итак, середина XV века. Практически вся территория Казахстана, а точнее весь пояс степей Евразии, называется Дешт-и-Кипчак, по названию могучего племени, известного на Руси как половцы, а в Центральной Европе как команы. Здесь проживает множество тюркских родов и племен.
В письменных источниках все они именуются собирательным именем «узбеки». И вот здесь надо быть очень осторожными и помнить, что в истории одно имя зачастую переходит от народа к народу, причем народы эти могут даже не быть родственными. К примеру, племя пруссов и немцы пруссаки; татары – монгольское племя и современные татары.
Само происхождение этого слова не ясно. Зато ясно, что узбеками называли потомков жителей Золотой Орды, самым могучим правителем  которой в первой половине XIV века был хан Узбек, сделавший ислам государственной религией своей империи. Так что именоваться узбеком было попросту престижно.
В 1428-29 годах практически всю территорию будущего Казахстана объединил под своей властью Абулхаир, правивший своим ханством на протяжении 40 лет, что очень много по меркам любого государства. Однако годы его правления не были, да и не могли быть спокойными. Честолюбивые чингизиды частенько поднимали мятежи. Во время одного из них погиб старший сын Абулхаира Шах-Будаг-султан. В отместку за это Абулхаир истребил массу своих благородных родственников.
Но кое-кто остался в живых и среди них Жанибек-султан и Керей-султан – потомки Урус хана, такие же чингизиды-джучиды, что и Абулхаир, но из другой ветви. В условиях,  когда их жизни висели на волоске, они решают покинуть своего сюзерена и искать спасения у соседей. В 1459 или 1460 году они вместе с группой племен, признававших их владычество, откочевали в Моголистан.
В этом государстве, занимавшем все Семиречье и часть современного китайского Синьцзяна, правили потомки другого сына Чингисхана Чагатая. Есен-Буга-хан, занимавший престол, с радостью принял беглецов и тут же дал им земли на западной границе своих владений, вдоль реки Чу. Таким образом люди Жанибека и Керея стали своего рода буфером между Моголистаном и государством Абулхаира.
Слово «казак» в ту пору было широко известно, но означало не этническую принадлежность, а социальный статус. Казаками называли людей, оторвавшихся от своего общества и не признававших государственной власти.
Данный тюркский термин применим в равной мере и к жителям Центральной Азии, и к тем, кто впоследствии стал казаками донскими, кубанскими и т.д. Многие известные исторические деятели в молодости казаковали, то есть вели вольную жизнь, среди них – основатели мировых империй Тимур и Бабур.
Так как Жанибек и Керей ушли от своих, хотя формально продолжали считаться узбеками, их стали называть узбек-казаками, а потом и просто казаками. И с основанием нового государства этот термин приобрел уже не социальный, а этнический характер.
Вот почему именно их государство стало первым государством казаков (казахов), хотя в нем жили те же племена, что и в Золотой Орде, Ак орде и ханстве Абулхаира. Только теперь они стали осознавать себя единым народом и именоваться казахами.
Правильность этого постулата подтверждают и фольклорные источники. Обратимся к упоминавшейся нами книге «Казахстан: летопись трех тысячелетий»: «Большинство казахских богатырских сказаний не знает еще этнического имени «казак»: главные действующие лица выступают в них как представители отдельных родов, племен или как выходцы из «ногайлы», или «узбеки». Из родоплеменных названий чаще всего упоминаются такие, как уйсун, конграт, кипчак, канглы, дулат, албан, тама, кыйат, керей, найман, алчин, аргун и др., причем наименования «ногай» и «узбек» употребляются, как правило, не в качестве родоплеменного названия, но как собирательное имя. Лишь в отдельных, очевидно, восходящих к эпохе не ранее XV века, произведениях казахского народно-поэтического творчества вводится название «казак» и содержится попытка объяснения происхождения этого слова, равно как и происхождения казахского народа».
Между тем Абулхаир не простил беглецов и готовился преподать им жестокий урок послушания. Осенью 1468 года он выступил на них с большим войском, собранным на берегах нижней Волги. Однако вскоре началась страшная непогода. Ливни перешли в снег, ударили морозы. Сам хан, судя по всему, простудился и вскоре умер. Ему было 57 лет.
В государствах средневековья смерть сильного правителя, как правило, вызывает смуту. Не избежало ее и ханство Абулхаира, то есть Узбекский улус. Энергичные предводители узбек-казаков, конечно, не могли остаться в стороне и вернулись в Узбекский улус. Этому способствовало, по сообщению историка Мирзы Хайдара Дуглата то, что «всякий, кто только мог, ища безопасности и благополучия, уходил к Керей хану и Жанибек хану. Вследствие этого они значительно усилились». Началась война, в которой не обладавший талантами отца преемник Абулхаира Шайх-Хайдар хан погиб. Таким образом в 1470-71 годах Жанибек и Керей стали хозяевами степей.
Доктор исторических наук Турсун Султанов в книге «Поднятые на белой кошме. Потомки Чингисхана» так определяет значение этого события: «Казаки были в Великой степи и смежных с нею регионах и до XV века. Однако прежде казачьи вольницы обычно со временем распадались, члены таких групп возвращались в прежнее состояние и тем самым теряли прозвание казак; теперь же впервые казачья вольница во главе с султанами Кереем и Жанибеком, потомками Урус хана, захватила верховную власть в стране и создала собственно казахское государство (даулат-и-казак)… Политическая и общественная значимость этого события заключается прежде всего в том, что Казахское ханство, возникшее в 1470-71 годах – первое по времени в Средней Азии национальное государство, созданное ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками».
В завершение попытаемся представить какими были основатели Казахского ханства. Попытаемся, поскольку известно о них совсем немного. Первым ханом нового государства стал Керей. По данным знаменитого востоковеда В. Бартольда, имя Керей имеет монгольское происхождение и означает «заслуженный, достойный, обладающий правами».
Дед Керея Токтакыйа был старшим сыном знаменитого Урус хана (ряд историков связывают именно с ним образование казахской государственности). Он погиб в борьбе с Тимуром и его ставленником Тохтамышем. Отец его Анака-Булад-султан никаких следов в истории не оставил. У самого Керея было три сына, старший из которых Бурундук стал вторым правителем Казахского ханства. Два других сына ничем себя не проявили.Дата рождения первого казахского хана неизвестна, а годом смерти принято считать 1473 или 1474 год. Где он похоронен – также неизвестно.
О его соратнике Жанибеке мы знаем несколько больше. Ряд источников называют его Абу-Саидом. Дед Жанибека Куйручук был четвертым сыном Урус хана. Известно о нем немного. Есть сведения, что одно время он служил Тимуру, отличился в борьбе с Тохтамышем и был произведен в ханы улуса Джучи, однако после ухода Тимура к себе на юг был убит.
Зато отец Жанибека Барак хан был весьма знаменит. Хронисты описывают его как отчаянно смелого воина и талантливого хана. Барак хан успешно воевал как с правителями Золотой орды, так и с внуком Тимура Улугбеком.
Известно, что Барак хан погиб в 1428 году, примерно тогда же родился и Жанибек. О его характере и личностных качествах источники не сообщают. Но его образ рисуют единодушно, как смелого воина, достойного своего отца. По некоторым данным, Жанибек тоже имел ханский титул, хотя и считался по отношению к Керею младшим ханом. Судя по всему, Жанибек пережил Керея и признал следующим правителем государства его сына Бурундука.
У Жанибека было девять сыновей, многие стали известными правителями отдельных областей и городов. Но более всех известен Касым, ставший после Бурундука третьим правителем Казахского ханства. С тех пор и до конца существования этого государства власть в нем находилась в руках потомков Жанибека.
На вопрос о том, где похоронен Жанибек, у официальной исторической науки нет ответа. Однако несколько лет назад, во время историко-краеведческой экспедиции по ЮКО,  мы наткнулись на любопытное свидетельство. В поселке Сузак, некогда бывшей первой столицы Казахского ханства, местный историк-краевед Сулеймен Табризи показал нам на пересечении двух старых улиц у крепостной стены городища Сузак место, где, по его данным, находится скрытая под остатками обвалившихся крепостных ворот могила одного из основателей Казахского ханства Жанибек-султана. Сулеймен Табризи провел серьезную научную работу для того, чтобы установить его точно.
Конечно, непростительно, что место это до сих пор не обследовалось учеными. Столь серьезные данные должны в любом случае быть или подтверждены или опровергнуты. А сузакцы, не дожидаясь никого, своими силами поставили памятник основателям государства в райцентре селе Чулаккурган, и никаких скандалов.


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений    Символы на картинке:
   
try { var yaCounter990718 = new Ya.Metrika(990718); } catch(e){}