Топ 3 статей
У казахов действовал закон степной демократии. Хан, правитель избирался, его власть была основана на личном авторитете, а не праве наследования или богатстве. Хан должен был служить примером, в ту эпоху это означало показать себя настоящим воином, батыром. Ценилось не просто слово, а слово, подкрепленное делом. Прозвучало пожелание… вырезать из художественных фильмов откровенные сцены и сцены жестокости Особенно тяжело кардинально меняться людям с устоявшимся укладом жизни, имеющим авторитет и статус.
Реклама
|
Культура / Все материалы раздела
Неделя награждается воскресеньем / №11 май
Спрос на зрелища существовал всегда, это из уроков истории знает любой ребенок. Культурно-массовые мероприятия не отошли на задний план даже в XXI веке со всей его технической оснащенностью и так называемой продвинутостью. Люди по-прежнему нуждаются в культурном досуге. Однако как обстоят дела с качеством оного? Достаточно ли высок уровень мастерства отечественных исполнителей в том или ином жанре? Есть ли спрос на необычные направления в искусстве? Да и куда вообще податься в поисках культурных развлечений?
Тема эта, согласитесь, довольно широка, и однозначно заявлять, что культурный досуг в нашей стране хромает на обе ноги, нельзя. Впрочем, и дифирамбы петь поводов нет. Начнем, к примеру, с уровня заполняемости залов. Упал ли он в последнее время? Да, безусловно. Свои антикультурные коррективы внес финансовый кризис. И тем не менее неизменно существовала и будет существовать прослойка зрителей, готовых отдать за билет последние деньги. Так было даже в тяжелейшие 90-е годы, так оно происходит и сейчас. Эти люди нуждаются в духовной подпитке даже больше, чем в материальной, и, собственно, ради них и работают люди искусства. С другой стороны, товарищи, от культуры далекие, могут насмешливо поднять брови: «Уровень посещаемости упал, потому что ходить не на что и не на кого!». Так ли это? Разберем самый популярный вид искусства – кино. За последние десять лет в стране производилось в среднем в год по три-четыре полнометражных художественных, столько же документальных и два-три мультипликационных фильма. Это примерно 0,5-3% внутреннего кинопрокатного рынка. Так что киноиндустрия в Казахстане пока существует в форме прокатной базы иностранных фильмов, преимущественно голливудской продукции. 70% кинорынка принадлежит американскому кино, 25% – российскому. А для того, чтобы отечественная киноиндустрия развивалась, необходимо, чтобы внутри кинорынка «оборачивалось» не менее 30% собственного продукта, только тогда национальный кинематограф получит какие-то дивиденды. Однако в последние несколько лет такая ситуация перестала устраивать казахстанских кинематографистов. В корне изменился менеджмент киностудии «Казахфильм». Открылся продюсерский центр, Центр развития кинопроектов, Дирекция по прокату и дистрибуции, маркетинговая служба, которая занимается продвижением фильмов с использованием новейших технологий (проведение фокус-групп для мониторинга зрительского интереса, анализ кинорынка, тестирование рабочего материала и т.д.). Все эти меры позволили в 2009 году закончить производство девяти художественных фильмов, четырех короткометражных фильмов студентов ВГИКа имени Герасимова, обучающихся по программе «Болашак» и КазНАИ имени Жургенева, четырех анимационных фильмов и трех документальных. А это уже хоть небольшой, но рывок. Конечно, нельзя сказать, что абсолютно все эти картины отличаются высоким художественным вкусом, четко выстроенным режиссерским замыслом и достойной игрой актеров. Но все же есть на что обратить внимание. Например, «Келин» Ермека Турсунова. Мнения о фильме полярны, что само по себе привлекает к нему внимание. В чем только не обвиняли режиссера этого очень грустного, очень красивого и очень познавательного в плане древних обычаев и традиций фильма: в зоофилии, в развращении малолетних, а по совместительству и совершеннолетних, в неуважении к тем же обычаям, которые он, как многие считают, показал интересно и ярко. Уличные продавцы DVD-дисков позиционируют «Келин» как первый казахстанский порнофильм, но спросите этих любителей навешивать ярлыки: «А вы его смотрели?». И тут в очередной раз оказывается, что «ПастернакА не читал, но мнение имею». Не оставляет в покое «Келин» и депутат Бекболат Тлеухан. В последнее время он вообще чуть ли не в каждом современном кинопроекте «made in Kazakhstan» ищет какую-то подоплеку. То «Кайрат-чемпион» ему не понравился, то «Ирония любви». Эту тему совсем недавно затронули на интернет-портале NUR.kz. Там провели онлайн-конференцию с создателями фильма «Тюльпан»: режиссером Сергеем Дворцевым и продюсером Гульнарой Сарсеновой. Вопрос о Тлеухане поступил от одного из пользователей: «Гульнара, кстати, вы не в курсе – «Тюльпан» ему понравился?» Сарсенова, недолго думая, ответила: «Я думаю, что «Тюльпан» ему тоже не понравился, это логично, исходя из того, как он относится к вышеперечисленным фильмам. Меня всегда поражает в нашем парламенте и правительстве очень профессиональный непрофессионализм. Этот депутат не профессионал в кино и не видит корень проблемы в тех фильмах, которые он критикует. Он их просто использует в своих личных целях и амбициях. И к кино это не имеет никакого отношения». Так что, все-таки у нас нечего посмотреть? «Заблудившийся» Акана Сатаева. Великолепный фильм с прекрасной игрой актеров, с интригой. А в прокате собрал не больше 40 000 долларов. Жанр мистического триллера, в котором снята картина, у нас не очень популярен. Боевики пока пользуются куда большим спросом. А пока деньги студентов идут в кассу подобной «жвачки», вопрос культурного уровня остается открытым. Театр. До 1 января текущего года любителям этого искусства грех было жаловаться на разнообразие репертуара, а значит, один из основных критериев качества был соблюден. И вдруг афиши перестали украшать новые названия, а директора театров дружно обратились за посильной помощью к прессе. Причина – новый Закон «О государственных закупках», наложивший вето на здоровые деловые отношения с поставщиками. Суть проблемы заключается в том, что, во-первых, в законе сказано, что под его нормы не подпадают только объекты интеллектуальной собственности. Спектакль, конечно, является интеллектуальной собственностью. А вот материалы, сырье, оборудование, словом, все то, что необходимо для того, чтобы он состоялся – нет. Значит, руководители театров должны в начале года составить годовой план по госзакупкам, хотя предвидеть, какие материалы будут нужны художнику по костюмам летом или приглашенному режиссеру осенью, невозможно. Во-вторых, изменились правила проведения госзакупок. Раньше театр работал с поставщиками, что называется, в бумажном варианте. Теперь же все переведено в режим электронных закупок. Театр дает заявку на сайт: «атлас бордовый, 30 метров». Поставщик цепляется за слово «бордовый», а потом выясняется, что ткани нужного оттенка у него нет. Предоставить же, как раньше, образец театр не может. Электронные закупки вообще поставили крест на деловых отношениях с очень многими компаниями мелкого и среднего уровня. Крупные компании в театрах не заинтересованы, поскольку объемы заказов достаточно скромны. А частным предпринимателям невыгодно работать в системе электронных закупок, потому что для этого им нужно зарегистрироваться, собрать кучу документов (не бесплатно, естественно), получить электронный ключ. В придачу они должны принять в штат нового сотрудника, который будет заниматься только госзакупками. Такие расходы могут себе позволить далеко не все. Поэтому сегодня больше 90% поставщиков, которые работали с театрами ранее, отсечены от госзакупок. Получается, театр, как в том кавказском тосте, «имеет желание купить дом, но не имеет возможности». Средств на покупки достаточно, а вот желающих продать – единицы. В итоге театральное производство оказалось практически парализованным. Сорваны почти все постановочные планы. Директора затянули пояса и отдали распоряжение подогнать под новые спектакли старые декорации, костюмы и реквизит. – Ситуация доходит до абсурда, – говорит директор Казахского академического театра оперы и балета имени Абая Куаныш Уразгалиев. – Тендер на поставку крепдешина выиграл поставщик из Семея. Он звонит и спрашивает: «А что такое крепдешин?». Такая же история приключилась с проволокой для балетных пачек. Сначала оформляем заявку, а потом слышим вопрос: «Какую именно вам надо проволоку?». Если привезет не то, что нужно, по закону мы имеем право подать на него в суд. Но по судам бегать ни времени, ни желания ни у кого нет. Мы бы сами уже давно все купили! И это, кстати, касается не только костюмов, декораций и реквизита, но и любых хозяйственных мелочей, вплоть до «Туалетного утенка». Тонко намекают на толстое обстоятельство афиши ГАТОБа. В дозакупочные времена они печатались на бумаге большого формата, в буквы вглядываться не было необходимости. Теперь же на стендах висят куски бумаги формата АЗ, и спасибо, что не нужно надевать очки для того, чтобы рассмотреть состав исполнителей. Администратор театра развела руками: – Тендер на полиграфическую продукцию у нас выиграла Караганда. Как нам работать на расстоянии? Никакого времени не хватит. Я напечатала афиши сама, на принтере. Самый большой формат, который он может позволить, – А3. Но театры все-таки работают. Стараются. Выкручиваются, как могут, потому что любят свою работу и своего зрителя. Грядут премьеры балета «Ромео и Джульетта», драмы Чехова «Вишневый сад» и еще нескольких спектаклей. Однако, говоря о качестве, нельзя затронуть один только репертуар. Приходится признать, что казахстанский балет сейчас переживает не самые лучшие времена. Отток артистов за рубеж и не думает прекращаться. Талантливые ребята оканчивают хореографическое училище, выигрывают несколько международных конкурсов и отправляются в свободное плавание. Родина по-прежнему не может им предложить ни высокой зарплаты, ни жилищных условий. Память хранит трагедию Дастана Чиныбаева. Необыкновенно одаренный мальчик уехал работать в Германию – здесь ему и матери негде было жить. Как-то он заболел. Врачи «Скорой помощи», которых он вызвал, отказались госпитализировать казахстанца, заявив, что с температурой в германские больницы не забирают… Оказалось – менингит. Дастану был 21 год. Он говорил во всех интервью, что никуда бы не уехал, если бы здесь у него были хоть мало-мальски подходящие условия. Так что повысить качество исполнения балетных спектаклей на данном этапе может лишь гуру мирового балета Юрий Григорович. «Ромео и Джульетта» пройдет именно в его постановке. Три года назад он поставил в Алматы «Легенду о любви», и уровень балетной труппы после работы с ним значительно вырос, а уж о том, с каким энтузиазмом спектакль восприняли зрители, и говорить нечего. Балетоманов в Алматы достаточно. Стоило только объявить о приезде звезд мирового балета Николая Цискаридзе и Надежды Грачевой, как в кассе стало не протолкнуться. Не отпугнула жаждущих высокого искусства и непомерно высокая цена на билеты. Ну и пусть дорого – зато качественно! Балуют своими выступлениями и российские театральные коллективы, работающие для детей. То Театр марионеток из Санкт-Петербурга приедет, то Театр кукол имени Образцова из Москвы. Да и наши театры не отстают в стремлении воспитать подрастающее поколение, несмотря на мизерные зарплаты работников. Мест, куда можно отвести детишек, найдется немало. Проблема только в подростках. Их театром традиционно является ТЮЗ имени Сац. Скажу вам честно: я предпочитаю Малую сцену того же театра, где ставятся пьесы только для взрослых. Уж очень невоспитанно ведут себя во время спектакля ученики старших классов, которым родители и не подумали привить любовь к искусству и уважение к чужому труду. Любителям нетрадиционного искусства пищу для размышления дает театр «AРTиШОК». Это, пожалуй, единственный коллектив в Алматы, не желающий вписываться ни в какие привычные рамки. Что хочет, то и делает. Единственный недостаток театра – зал, рассчитанный всего на несколько десятков человек. Актеры могут работать со зрителями в интерактивном режиме, но любителей данного театра это, похоже, радует не так, как хотелось бы – билеты достать очень сложно. Недавно «артишоки» снова шокировали публику, приняв участие в фестивале средневековой культуры Medieval Transit. Помимо них его организовали представители разных видов искусств: джазовая певица Ирен Аравина, художники Айвар Тазиев и Всеволод Демидов, композитор Мамед Садых-Пур, дизайнеры Ирина Васильева, Елена Юркова и многие другие. В результате получилось необыкновенно интересное и надолго запоминающееся мероприятие. Такие случаются у нас редко, и от этого становятся еще более ценными. К слову, та же Ирэна Аравина постоянно читает лекции о мировой музыке, посетить которые может любой желающий. А вот что касается самого джазового искусства, то это, пожалуй, одно из слабых звеньев в культурной жизни Алматы. Фактически у нас есть только Международный джазовый фестиваль, проходящий каждый год в апреле. То ли искусство это уж очень специфическое, то ли энтузиастов мало… Если же говорить о классической музыке, то ее цитадель – Филармония имени Жамбыла – сильно пострадала из-за кризиса. В прошлые годы постоянно организовывались выступления выдающихся музыкантов: Андрея Гаврилова, Дениса Мацуева, Владимира Спивакова, Сергея Стадлера, Дениса Шаповалова и других. Сейчас не приезжает никто. А на отечественных исполнителей публика ходит плохо. Музыканты не чувствуют от нее отдачи и, бывает, играют неважно. Старается инструментальный ансамбль «Камерата Казахстана» – каждый раз придумывает тематические концерты, не обделяет вниманием и детей. Из классических фестивалей на плаву осталась великолепная «Дипломатия звезд» (тьфу-тьфу-тьфу!). Это всегда событие в культурной жизни города, поскольку выступают здесь исключительно исполнители экстра-класса. Что до эстрадных певцов, то их концерты проходят очень часто. Приезжают звезды на закате своей карьеры, псевдозвезды, которым нужно раскрутиться, и звезды, находящиеся на пике популярности. Последних меньшинство. Отечественные исполнители также никого не обделяют своими выступлениями, но мнение о качестве в данном случае пусть каждый составляет сам. Картина, конечно, была бы неполной без живописи и скульптуры. Картинных галерей в городе очень много, и, что характерно, они активно работают в любое время года, в отличие от большинства культурных учреждений. Ограничений по жанрам нет никаких. Встречаются и весьма необычные выставки, например, «Позвоночник» иностранца Джастина Малруни, который обнаружил, что и в рентгеновских снимках могут крыться образы живых людей. Показала эту выставку галерея «Тенгри-Умай», которая, впрочем, всегда старается представить что-нибудь такое-этакое, над чем можно и нужно поломать себе голову. Государственный музей искусств имени Кастеева сейчас закрыт на ремонт, но мужественно продолжает организовывать выставки в других помещениях. Более того, этой весной ожидается изобразительная «премьера». В Казахстане никогда еще не выставлялись картины тингатинга – направления в живописи, зародившегося в Танзании во второй половине XX века. Во многих странах мира, в том числе и в России, эта живопись уже давно пользуется популярностью, а у нас пока абсолютно неизвестна, хотя изумительно красивые и яркие картины имеют все права быть оцененными по достоинству. Что ж, наверстать упущенное никогда не поздно. А вот по части скульптуры все довольно грустно. Аскар Есдаулет, Вагиф Рахман, Эдуард Казарян – собственно, и все. Молодежь лепить и ваять как-то не рвется… Не могу скинуть со счетов такой фактор, как доступность того самого культурного досуга. Высокие цены на билеты, как правило, устанавливают только заезжие знаменитости, причем вне зависимости от того, имеют ли они на это право по уровню своего искусства (те же Цискаридзе, Спиваков или Российский национальный оркестр) или нет (не будем показывать пальцем). А посетить местные концерты, спектакли или вернисажи могут себе позволить даже люди с самым средним достатком. Если же взвесить все «за» и «против», получается следующее: да, у нас нет ни одного, если можно так выразиться, великолепного искусства – везде есть свои проблемы. Но и откровенно провального тоже нет. Что называется, золотая середина. Ах да, я еще забыла про ночные клубы. Многие из них сейчас потянуло на музыку 60-90-х. Чем вам не культура, да еще и величайшая? Казахстанские телеканалы стали частенько показывать оперы и балеты. Словом, выбор есть. Главное, чтобы не появилась привычка игнорировать культурные мероприятия. Все равно из-за чего: из-за кризиса, госзакупок или лени-матушки. |