В продаже №17, декабрь 2010
Календарный архив
Топ 3 статей

У казахов действовал закон степной демократии. Хан, правитель избирался, его власть была основана на личном авторитете, а не праве наследования или богатстве. Хан должен был служить примером, в ту эпоху это означало показать себя настоящим воином, батыром. Ценилось не просто слово, а слово, подкрепленное делом.

Прозвучало пожелание… вырезать из художественных фильмов откровенные сцены и сцены жестокости

Особенно тяжело кардинально меняться людям с устоявшимся укладом жизни, имеющим авторитет и статус.

Реклама

Купим души / №16 ноябрь

Классическая формулировка: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Однако эти испытания – пустяки по сравнению с тем, что случилось с алматинкой Айгуль. Обе ее дочери попали к кришнаитам (это те миролюбивые и блаженные, которые поют мантры и носят красивые индийские одежды). Попали и пропали. Из семьи. Девчонки стали выходные напролет ездить на собрания на ферму, перестали есть с родителями за одним столом и даже общаться с друзьями

Поколение, которое никому не нужно

– Если кто-то полагает, что это временные незначительные трудности, тогда попробуйте, например, отвести своего ребенка к сайентологам, а потом его оттуда забрать. Общение в итоге свелось к минимуму. За очень короткий срок мы потеряли их как членов семьи, – говорит Айгуль. – Мы с отцом были просто в панике, потому что семья до этого была весьма дружной. Хотелось бы, конечно, думать, что это юношеское поветрие, но девчонкам уже стукнуло 24 и 27 лет. Обе имеют высшее образование, хорошую работу – и тут такое. Мы стали их упрекать, что они слишком много времени посвящают своей новой религии. А их ответ был прост: «Чем нам еще заниматься?.. 90 процентов наших друзей пьют и курят, выходные проводят в кабаках. Больше делать нечего. Мы из поколения, которое никому не нужно».
По словам Айгуль, при всех минусах в советское время люди были уверены в своем будущем. С детства и до самой пенсии человеку всегда находилось дополнительное занятие, увлечение. Сейчас же мысли и настроения молодежи мало кого волнуют.
– Особенно остро это чувствуют молодые люди с живым умом. Нет достойного применения их талантам и энергии. Этим и пользуются секты, псевдорелигиозные течения, – отмечает она. – Мощные лекторы просто чаруют неокрепшие умы. Я побывала на нескольких собраниях кришнаитов. Знаете, как они строятся? Сначала лекции о перерождении душ, например, потом шумные ритуальные танцы, и обратно лекции. Все происходит очень динамично, одно действие быстро сменяется другим. Во время выступления лектора никто даже не подумывает о том, чтобы задать вопрос. Информацию просто вбивают в голову. Причем на этих собраниях мало людей, которые пришли как-то заглушить свою боль. Собираются люди именно образованные, мыслящие, полноценные, если можно так сказать. Здесь они получают ту пищу, которую ищут. Правда, никто не задумывается, насколько эта пища полезна.

Борьба за перспективу

Полтора года назад в Алматы появился общественный фонд «Перспектива». Основная его задача – психологическая реабилитация и юридическая консультация жертв псевдорелигиозных течений. Число обратившихся за помощью уже перевалило за 200.
– Мы боремся с так называемыми «религиями XX века», которые возникли недавно, – говорит президент фонда Ажар Давлетова. – Кришнаиты тоже к ним относятся. Массовое распространение они получили именно в XX веке. И если кто-то уверен, что их центры находятся в Индии, то глубоко заблуждается. Все их центры – в Америке. И Америка вкладывает в них миллионы долларов.
– На сегодняшний день мы получаем такие результаты: люди, которые ходили в течение многих лет в свои церкви, и даже те, кто недолго, оказываются десоциализированными, – продолжает она. – То есть они выбиты из круга общения друзей, из семьи, они оказываются нездоровыми психологически. Опасность, если говорить на уровне личности, – образование личной зависимости, на уровне социальных изменений – групповая зависимость от небольшой группы людей, на политическом уровне – размывание основ государства.
Ажар Давлетова уверена, что деятельность вновь образованных молодых течений – это покушение на наше государство. Но в то же время оно не прямое, а изнутри – разъедание общества, разложение личности.
Общественный фонд по своему статусу значится юридическим лицом, поэтому в своих выступлениях оперирует только фактами. Фактами, когда пострадавшие люди готовы заявить о вреде, нанесенном тем или иным течением. На деятельность кришнаитов пока поступали только анонимные жалобы. А на сайентологов и «Новую жизнь» – вполне реальные подкрепленные жалобы. Причем жизнь жертв этих течений, можно сказать, была сломана. Тем не менее несмотря на это все перечисленные псевдорелигиозные течения продолжают существовать.
Возникает законный вопрос: зачем государству в принципе бороться со всякими сектами и псевдорелигиозными организациями, если они такие непотопляемые?
– Чтобы не случилось революций, – отвечает Ажар Давлетова. – В это верится с большим трудом, но фундамент революции роз и тем более «Оранжевой» революции заливали псевдопроповедники псевдорелигиозных течений. На Украине перед событиями на Майдане активно выступал пастор «Новой жизни» Сандей Аделаджио. И у нас есть видеозаписи его выступлений уже здесь, в Казахстане. Суть его появления здесь – за счет личной харизмы отколоть как можно больший кусок паствы у традиционных религий. А в раздробленном обществе легче посеять зерна для конфликтов.

В единстве – сила…

Сказать, что казахстанцы совсем уж бесхозные беззащитные души, все-таки нельзя. Государство в лице КНБ старается отмахиваться от них как от вредных назойливых мух. В документальном фильме фонда «Перпектива» тайный сотрудник пытается раскрыть глаза зрителям. Вот основные его сентенции:
– Нужно говорить о войне, потому что то, что происходит, называется именно так. Она не объявлена, она невидима, но она идет. Война идет за сознание людей.
– Кто владеет сознанием, тот владеет обществом. Зачем воевать со страной, если можно изменить сознание ее граждан. Зачем убивать солдат вражеской армии, если солдаты сами откажутся брать оружие в руки. Зачем завоевывать народ, если народ сам может отказаться от своей истории, своих традиций. Новые религиозные образования – одно из многих оружий, которые используются в этой войне.
– Внушая систему ценностей, которые позволяют манипулировать человеком, его отношением к устоявшимся нормам морали, получают союзников на чужой территории. Эти союзники будут действовать в интересах оккупантов.
– Главное – это то, что они изменяют сознание своих адептов. Эти люди перестают быть гражданами своей страны в полном понимании этого слова. Эти объединения имеют серьезный материальный ресурс, за ними стоит международное право, правозащитные организации. Государство пытается бороться, но враг невидим, и тот арсенал средств и сил, который есть у государственных органов, неприменим в отношении данных организаций.
– На территории наших государств закладывается мина замедленного действия. Это скрытые конфликты на религиозной, межнациональной почве. Путем изменения сознания адепту внушается нетерпимость к представителю того вероисповедания, которое имеет доминанту на данной территории.
– Самими руководителями этих религиозных образований называется цифра в 4 процента. Именно столько людей необходимо привлечь в организацию для того, чтобы процесс стал необратимым. Необратимым – это значит, что никакие меры воздействия не смогут его остановить. Этот процесс станет саморазвивающимся и самоуправляемым. Следствием будет катастрофа. Страна может оказаться в пучине межрелигиозной, межконфессиональной распри, которая подорвет ее государственный строй.

…И в матери – тоже

Как говорит Айгуль, поначалу активность дочерей сильно напугала родителей. Потом они с мужем стали анализировать. Видимого вреда, вроде, нет, денег в этой общине особо не требуют, гипноз тоже вроде бы не применяется. Заинтересованность у девчонок только на духовном уровне. Даже это внезапное вегетарианство – оттуда.
– Мы не стали переубеждать их в «безупречности» их нового верования. Просто сами стали у них интересоваться основными канонами кришнаизма, а потом подкидывать факты к размышлению. Ненавязчиво. Любую компрометирующую информацию при желании можно найти в Интернете. А для того чтобы диалог завязался, мы вернули их за семейный стол. Иногда я готовила блюда без мяса и яиц.
Для самой Айгуль этот период открыл глаза на многие вещи:
– Когда мне сказали, что многие псевдорелигиозные течения финансируются Америкой, я не могла понять: почему у них они спокойно функционируют, а у нас представляют опасность? Ответ оказался простой. В первую очередь они – патриоты своего государства, религия в Америке вторична, на первом месте у них всегда флаг. В других же странах, в частности у нас, приоритеты идут в обратном порядке. И когда идет призыв отказаться от службы в армии, чтобы не убивать, этот человек перестает быть защитником своей страны. И деление на множество паств отнюдь не поможет обрести сплоченность в момент опасности.


Лариса Броватая,
заместитель председателя Комитета
по делам религий Министерства культуры РК:

– Все религиозные объединения равны, если действуют в рамках действующего законодательства. Политика государства в соответствии с Конституцией – обеспечение прав на свободу вероисповедания. Поэтому государственная политика и позиция по отношению к религиозным объединениям XIX, XX или XXI века абсолютно идентична. Все религиозные объединения подлежат обязательной регистрации в органах юстиции, их уставы проходят религиоведческую экспертизу. Отказать в регистрации могут лишь тем объединениям, в чьих уставах предусмотрена деятельность, противоречащая законодательству РК. Например, разжигание межнациональной розни, свержение действующего строя, терроризм и экстремизм. Даже скрытые формы подобных действий выявляются в ходе экспертизы. Незарегистрированные объединения, если и начинают свою деятельность, их представителей привлекают к ответственности и запрещают работать без регистрации. Закон для всех один.
Существует проблема использования действующими зарегистрированными объединениями методов, вызывающих нарекания, жалобы и т.д. Для того чтобы их привлечь к ответственности, нужно заявление в компетентные органы. А многие на это идут? Понятно, что могут бояться, но у государства достаточно механизмов и возможностей оградить заявителей от давления. Анализ обращений в Центры помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений показывает, что зачастую люди сами не желают обращаться в правоохранительные органы. И приводят свои аргументы: они боятся огласки, боятся выглядеть ненормальными среди коллег и родственников, и, наконец, людям стыдно признаться, что они стали одним из механизмов по легальному отбору денег.


Александр Триндасилов,
клирик Вознесенского собора (Алматы):

– Обычно к религии люди обращаются в моменты духовных трудностей. Они пытаются найти ответы на свои вопросы. Человек приходит в церковь и ничего не понимает: служба ведется на древнеславянском, псалмы поются на древнеславянском. Постоят немного, если кто-нибудь из священников занят и не может выйти, они уходят. Некоторые просто боятся приложить какие-либо усилия, чтобы найти ответы на свои вопросы. В сектах же этим пользуются. Там и встретят, и на стул посадят, и выслушают, и покормят – только слушай пастора. Но бесплатный сыр, как известно, только в мышеловке. Как сказано в Библии: «И узки Врата, ведущие в рай, разрез и малый проход посередине! Широки врата и пространен путь, ведущий в погибель».
Православная вера основывается на доброй воле человека. Никто его не заставляет постоянно ходить в церковь. А вот в сектах за пропуски служб строго спрашивают. Кроме того, во многих взимается десятина. Ведутся подробные списки прихожан, суммы их зарплат. Я сам это видел, потому что прежде чем прийти в православие, прошел несколько этих нетрадиционных течений. Еще насчет доброй воли. Недавно один из пасторов «Новой жизни» решил принять православие. Сначала у себя дома он читал проповеди этой церкви, но со временем многое понял и обратился к православию. И дома стал говорить о православии. Так ему начали угрожать из «Новой жизни», что он уводит паству. Но вера должна приниматься в душе, а не уговорами и тем более не под давлением.


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений    Символы на картинке:
   
try { var yaCounter990718 = new Ya.Metrika(990718); } catch(e){}