Топ 3 статей
У казахов действовал закон степной демократии. Хан, правитель избирался, его власть была основана на личном авторитете, а не праве наследования или богатстве. Хан должен был служить примером, в ту эпоху это означало показать себя настоящим воином, батыром. Ценилось не просто слово, а слово, подкрепленное делом.
Прозвучало пожелание… вырезать из художественных фильмов откровенные сцены и сцены жестокости
Особенно тяжело кардинально меняться людям с устоявшимся укладом жизни, имеющим авторитет и статус.
Реклама
|
Общество: Чтобы продать что-нибудь ненужное… / №7 январь
Зухра Абдрахманова прикована к коляске последние 25 лет. Женщина объясняет: новое инвалидное прогулочное кресло неудобное и непрактичное. По закону инвалид может получить от государства коляску раз в семь лет, то, которое предлагают чиновники, столько не прослужит.
– Я позвонила в городской отдел соцзащиты и без ругани хотела объяснить, что меня новое средство передвижения не устраивает, – рассказывает Зухра Абрахманова, инвалид I группы. – Я сказала, что вынуждена отказаться от коляски, а они не берут ее назад. Говорят – продайте! Смешно! Это что, хлеб или вещица, которую можно перепродать, пока она новая? Кому она вот такая нужна? Тем более, знаю, что и другим инвалидам она не подошла, кто ее тогда у меня купит и что за подход такой? Инвалид сам по себе жизнью наказан. Он не живет, а существует, мучается. А еще вот такое унижение – совесть у них есть вообще?
При покупке колясок с ручным приводом чиновники не учли особенности организма людей с ограниченными возможностями. У кого-то проблемы с позвоночником – не могут сидеть на такой коляске, а у кого-то нет рук – не могут управлять ею. Все коляски одного размера – что для маленького ребенка, что для тучного взрослого.
– Они неудобные во всех отношениях, – говорит Геннадий Кожевников, отец сына-инвалида. – Коляска в машину не входит, кроме того, она с ручным управлением. А зачем она мне с ручным управлением, если у меня ребенок руками не работает?
На инвалидные коляски чиновники потратили около семи миллионов тенге. Одно средство передвижения обошлось государству почти в 70 тысяч. Люди с ограниченными возможностями заявляют: новые кресла не стоят таких денег, можно было купить лучше и дешевле. Однако в региональном управлении занятости и социальных программ журналистов заверили: купили самое лучшее и по приемлемой цене.
– Проверок мы не боимся, могут, конечно, найти какие-то там недостатки, – уверена Нина Ким, замначальника управления занятости и социальных программ Павлодарской области. – Но то, что никакой аффилированности, никаких связей, ничего не было – я вам однозначно могу гарантировать, абсолютно ни у кого.
После первых жалоб инвалидов чиновники начали оправдываться, мол, скандала-то никакого и нет. Никто из людей с ограниченными возможностями не приехал в акимат и не сдал коляску, так что все это только разговоры.
– Хочу отметить, что на сегодняшний день по истечении уже почти двух месяцев с момента раздачи новых средств передвижения к нам в управление не поступило ни одной жалобы от инвалидов на данный вид кресел-колясок, – ответствовал начальник управления занятости и социальных программ Павлодарской области Владимир Берковский. – Ни одной. Я это хочу специально подчеркнуть. Нет у этой шумихи никакой фактической подоплеки.
Услышав подобные ответы госслужащих, инвалиды решили устроить акцию протеста и публично отказаться от новых кресел. Они подъехали к госучреждению на своих старых колясках, а впереди себя толкали «подарок» от государства.
– Спасибо государству, Назарбаеву. Выделяют деньги. Хорошие деньги. Почему мы остаемся без колясок? Потому что наши чиновники неправильно используют эти деньги? – возмущается Елена Юрченко, представитель павлодарского городского общества инвалидов «Оптимист».
Сколько инвалиды ни пытались наглядно показать, что коляски не соответствуют потребностям людей с ограниченными возможностями, техническим требованиям – кресла не складываются, не проходят ни в лифт, ни в машину, но слушать их и понимать чиновники отказывались. Более того, Нина Ким заявила: коляски вполне удобные, она и сама на них пробовала ездить.
Взамен этим коляскам инвалиды требовали выдать новые и к каждому подойти индивидуально. Но госслужащие объяснили: возврат оформят, а новые придется подождать. Не все так просто: нужно дождаться выделения средств, затем провести тендер и только потом люди с ограниченными возможностями получат передвижные кресла. Однако чиновники сразу же предупредили: индивидуального подхода ждать не стоит, все получат одинаковые коляски, несмотря ни на какие медицинские показания.
– Замену они получат только тогда, когда будут закуплены новые коляски. Но сказать, что новые коляски будут закуплены под каждого инвалида индивидуально – это я сразу вас введу в заблуждение. Этого не будет, – заявила Нина Ким. – Чтобы купить каждому инвалиду отдельно коляску – нужно для каждого отдельно проводить тендер.
У инвалида I группы Зухры Абдрахмановой осталась старая комнатная коляска. В ней, дышащей на ладан, она будет теперь еще и гулять. Сколько продержится ставшее родным за это время средство передвижения, женщина не знает.
– После того, что пережила лично я, разговоры все эти, скандалы, ложь со стороны чиновников, – делится Зухра Абрахманова, – я уже не верю, что мы добьемся своего. Это сейчас журналисты с нами, а пойдет скандал на убыль и все. Забудут про нас. Чиновники тоже этого добиваются, чтобы шум утих. И никто нам коляски новые не выдаст, что они – за свой счет будут покупать другие? В общем, если у чиновников такое изначально к нам отношение, то они после скандала в прессе не станут другими.
Законностью проведения госзакупок колясок и правильным расходованием бюджетных средств заинтересовалась павлодарская прокуратура. Нарушений, как и ожидали многие, надзорники не нашли. В законе нет ни слова об индивидуальных требованиях инвалидов. Формально, местные госслужащие могут спать спокойно – на бумаге они ни в чем не виноваты. Это законы такие бессердечные.
Чиновники несовершенство норм и правил подтверждают и тоже высказывают свое недовольство. Казахстану давно пора идти по проторенной дорожке западных стран. Коляску инвалид должен получать не в органах соцзащиты, а в аптеке по рецепту врача, считают госслужащие.
– Я бы, например, сделала, как в Германии, – откровенно призналась Нина Ким. – Перевела бы эти средства в здравоохранение, чтобы люди по рецепту получали конкретно то, что им нужно. Потому что индивидуальная программа реабилитации инвалида сегодня не в полной мере является индивидуальной. Чего скрывать, она шаблонна, отсюда все неприятности и конфликты. Люди с ограниченными возможностями разные, и потребности у них – тоже. Те чиновники, кто на местах работает, это знают. Да и в профильном министерстве это прекрасно осознают.
Инвалиды предлагают свой выход – монетизировать льготы на получение колясок. Суть монетизации заключается в том, что чиновники перечисляют деньги на покупку коляски на счет инвалида, а он сам выбирает себе кресло. Тогда и вопросов о странности тендеров не будет.
– Это не какие-то подставные ТОО, которые будут непонятно как выигрывать конкурсы и непонятно что покупать, – говорит Елена Юрченко, представитель павлодарского городского общества инвалидов «Оптимист». – Инвалидам так будет удобней. Если на них заложена сумма – 70 тысяч тенге, то дайте ее инвалиду, пусть он пойдет и купит себе коляску. Может, он подумает и два инвалидных кресла себе возьмет за эти деньги, а может, добавит и дороже и лучше купит. Это уже его личное дело будет. Инвалид имеет право выбрать ту коляску, которая ему нужна...
Полностью согласен с инвалидами павлодарский правозащитник Юрий Павленко. Он считает, чиновники не выполняют свою работу.
– Отдел соцзащиты населения обязан был собрать списки инвалидов. В этих списках в обязательном порядке должен быть был указан возраст, вес, все данные инвалида, и без этих данных не должны были проводить конкурс по закупке колясок. В скандале прямая вина акимата. Нужно было к каждому из них подойти индивидуально. Если чиновники говорят: это не написано в законе, то это должно быть написано в их головах.
Юрий Павленко считает, что инвалидам следует предоставить право самим покупать коляски. Тогда и будет индивидуальный подход. А для этого необходимо внести изменения в законодательство.
Без колясок павлодарские инвалиды не остались. Пока там, наверху, разговаривают об изменении законодательства, люди с ограниченными возможностями надеются на помощь из-за рубежа. Далекая международная благотворительная организация из Соединенных Штатов Америки стала для людей с ограниченными возможностями гораздо ближе, чем местное управление соцзащиты. Американцы привезли в Павлодар сразу 250 инвалидных кресел.
– Быть здесь сегодня, видеть, как кресла, которые мы привезли, смогут помочь людям, сделать их жизнь комфортнее – это и есть наша миссия. Это то, что диктует нам сердце. Мы любим этих людей, им нужна помощь. Поэтому наша организация и существует. Помогать людям – значит творить добро, – заявил представитель благотворительной организации Джек Шо.
Иностранной организации не составило труда угодить каждому нуждающемуся инвалиду. Коляски заказывали, учитывая параметры и индивидуальные особенности людей с ограниченными возможностями. Инвалидные кресла всех размеров – начиная для детей с трехлетнего возраста. Американцы потратили 61 доллар на одно комнатное инвалидное кресло, тогда как павлодарским чиновникам одно прогулочное обошлось почти в 500 долларов. Специалисты отмечают: предназначение комнатной и прогулочной коляски разное, и прогулочная должна быть немного дороже, но не настолько, сколько переплатили павлодарские чиновники. Спонсоры не скрывают – коляски заказывались в Китае, но делались они по американским стандартам. Инвалиды уже опробовали заграничный подарок и сделали выводы: коляски от благотворителей и удобнее, и качественнее, и дешевле.
– Получается, когда человек покупает товар за свои деньги, – говорит Елена Юрченко, – он, естественно, экономит и хочет что-то качественнее приобрести, а когда это покупается за деньги государства, то, естественно, выгоднее купить дороже. Коляски, которые мы получили от соцзащиты, без подлокотников, неудобны. А для некоторых инвалидов не подходят по медицинским показаниям. Иностранные же спонсоры взяли у нас список: каких колясок сколько нужно. Мы пригласили господина Берковского – начальника управления социальной защиты – на вручение инвалидных кресел. Но чиновник не пришел и не посмотрел, что нам было нужно и что мы хотели от государства...
Скандал с колясками – не первый в сфере социальных услуг. В 2008 году павлодарские чиновники закупили для людей с ограниченными возможностями подгузники стоимостью выше, чем они продаются в городских аптеках.
|
|